Функциональная грамотность

Официальный сайт

Муниципального казенного общеобразовательного учреждения - 

основной общеобразовательной школы № 8

Функциональная грамотность

 

 

С 22.01.2024 по 02.02.2024 в МКОУ-ООШ №8 проходит декада функциональной грамотности для обучающихся 1-9 классов и воспитанников дошкольных групп

 

Нормативные документы:

      Приказ МОУО-УО ТГО №17 от 09.01.2024г. "Об организации и проведении Декады функциональной грамотности(направление - финансовая грамотность) в образовательных организациях Тавдинского городского округа в 2024 году"

      Приказ МОУО-УО ТГО №597 от 20.11.2023г. "Об организации и проведении семейного финансового фестиваля в образовательных организациях Тавдинского городского округа"

      План мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности на 2023-2024 учебный год

      ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по формированию функциональной грамотности среди обучающихся в  2021-2022  учебном  году

      Приказ МОУО-УО ТГО №381 от 21.09.2022г. "Об утверждении и реализации Плана мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Тавдинского городского округа в 2022-2023 учебном году".

       Письмо Министерства Просвещения РФ от 26 января 2021 г. № ТВ-94/04 "ОБ ЭЛЕКТРОННОМ БАНКЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ "

     Письмо Министерства Просвещения РФ от 17.09.2021 г. № 03-1526 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности"

     Информация о проведении мониторинга функциональной грамотности учащихся 8 класса весной 2021 года.

       Информационная справка о курсах  повышения квалификации педагогических работников по программе «Формирование функциональной грамотности  обучающихся»  в  2020-2021 году.

       Приказ Начальника муниципального органа Управления образованием - Управления образованием Тавдинского городского округа № 371 от 23.09.2021 г. "О реализации Плана мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся Тавдинского городского округа 2021 - 2022 учебном году"

       Приказ по Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению - ООШ № 8 от 21.09.2021 г. № 102 - а "Об организации работы по повышению функциональной грамотности в МАОУ-ООШ № 8 в 2021 - 2022 учебном году"

      Указ Президента Российской Федерации "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"

      Приказ Начальника муниципального органа Управления образованием - Управление образованием Тавдинского городского округа № 268 от 28.06.2021 г. "Об организации работы по результатам регионального исследования функциональной грамотности учащихся 4, 8 классов общеобразовательных организаций Тавдинского городского округа"

          Приказ Начальника муниципального органа Управления образованием - Управления образованием Тавдинского городского округа № 351 от 15.09.2021 г. "Об организации работы по повышению функциональной грамотности в 2021 - 2022 учебном году"

      Приказ Роспотребнодзора № 590, Минпросвещения России № 219 от 06.05.2019 "Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся" 

 


 

 

 

       - Что такое «функциональная грамотность» и чем она может быть полезна современным школьникам?

        - Как она формируется в школе и в каких ситуациях применима?

        - Почему чисто академических знаний уже недостаточно, чтобы быть успешным во взрослой жизни?

 Что такое «функциональная грамотность»?

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?»

В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач.

Основные направления исследования:

·         читательская грамотность;

·         математическая грамотность;

·         естественнонаучная грамотность;

·         глобальные компетенции;

·         финансовая грамотность;

·         креативное мышление.

Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

О востребованности функциональной грамотности

Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».

Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.

Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.

Требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня мы делаем акцент на умения применять эти знания.

 

Презентация для родителей "Формирование и оценка функциональной грамотности– одна из основных задач ФГОС" 

 

 

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

1. Глобальные компетенции 

2. Естественно-научная грамотность

3. Креативное мышление

4. Математическая грамотность, часть 1

5. Математическая грамотность, часть 2

6. Финансовая грамотность

7. Читательская грамотность, часть 1

8. Читательская грамотность, часть 2

       

РЕСУРСЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

1. Вебинары издательства «Просвещение»

2. Дистанционные курсы «Функциональная грамотность: развиваем в школе» программы развития педагогов «Я Учитель»: 

3. Марафон по функциональной грамотности. Материалы в помощь учителю: 

4. Онлайн-курс «Функциональная грамотность на уроках русского языка, литературы и литературного чтения»: 

 

ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ

- Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».

- Электронный банк   заданий для оценки   функциональной грамотности

- Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности.

- Примеры открытых заданий PISA (по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач).

- Банк заданий по функциональной грамотности издательства «Просвещение».

 


 

 


 

 


 


 


 

 

 


 

 


 


 



 


 

 

 


 

Воспитатели детского сада Максимова Алена Вячеславовна и Бушуева Мария Ивановна приняли участие в Муниципальном конкурсе методических разработок по формированию и развитию финансовой грамотности у воспитанников дошкольных образовательных организаций Тавдинского городского округа "В мире финансов" в рамках Декады функциональной грамотности.

 


 

 

 

 

Азбука финансовой грамотности

 

      В рамках Декады функциональной грамотности у первоклассников прошел классный час «Азбука финансовой грамотности». Вместе с мультипликационными героями ребята знакомились с правилами финансового поведения, узнали о том, как зарабатываются, тратятся и сберегаются деньги, какие существуют возможности получения дохода, как научиться принимать правильные финансовые решения, как разумное отношение к деньгам способствует реализации планов и обеспечению финансовой безопасности и благополучия.

 


 

"Юный финансист"

              
      Финансовая грамотность - особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.         
      Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли,? которая необходима для формирования? в дальнейшем финансово грамотного человека.?
      В рамках Декады функциональной грамотности с целью формирования основ финансовой грамотности детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности, во второй младшей группе "Солнечные лучики" прошёл краткосрочный проект "Юный финансист". В ходе проекта были проведены беседы:" Что мы знаем о деньгах? Откуда они берутся? ", " Домик для денег "; занятие НОД ФЭМП с элементами финансовой грамотности " Увлекательное приключение с Феечкой Копеечкой"; чтение художественной литературы: " Муха-Цокотуха"; просмотр м. ф. "Деньги лепесточки- Три котёнка", " Азбука денег " Уроки тётушки Совы". Ребята выполнили аппликацию "Копилка - поросёнок", раскрашивали кошельки; дидактические игры: " Разложи монетки по кошелькам", "Пазлы", " Копилка". Ребята с родителями вместе изготовили поделки "Моя первая копилка". Заключительным этапом проекта стала сюжетно ролевая игра "Магазин".
      Таким образом дети получили знания об основных понятиях финансовой грамотности : деньги, виды денег, товар, цена, покупка, кошелек, копилка, магазин, продавец. Через дидактические игры у детей была развита зрительная память, мелкая моторика, цветовосприятие, речь.

 


 

      В рамках декады функциональной грамотности в группе "Пчелка" прошло интегрированное занятие по развитию речи "Дети играют в магазин".
      Ребята рассмотрели иллюстрацию и составили собственный рассказ по картине, закрепили знание профессий работников магазина (продавец и грузчик) и их обязанностей, что необходимо для того, что бы совершить покупку и правила поведения покупателей. Во время занятия дети выполняли пальчиковую гимнастику "У метро стеклянный дом", играли в "Грузчиков", а в заключении ребята слепили из пластилина продукты, овощи и фрукты для реализации игры "Магазин".


 

Финансисты


      30 января 2024 года обучающиеся пятых классов центра образования «Точка роста» МКОУ-ООШ №8 приняли активное участие в квест-игре «Финансисты». Организаторами игры стал центр образования «Точка роста» МКОУ СОШ №9. Данное мероприятие позволяет сформировать грамотное, рациональное поведение потребителя, повышает финансовую грамотность школьников. Приобретенные в процессе игры навыки помогут в практическом применении знаний при совершении покупок и  торговых отношений. В процессе игры девчонки и мальчишки выполняли ряд заданий: мастерили кошелёк, оформляли  лицензию, решали задачи, комплектовали продовольственную корзину  и отвечали на финансовые  вопросы. Всем ребятам были выданы сертификаты, небольшие подарки и сладкие призы. Детский коллектив благодарит Надежду Владимировну Боголюбову за интересное и познавательное мероприятие.

 

   



 

На уроках математики

      30 января 2024 года во втором классе прошёл урок математики с элементами финансовой грамотности. На всех этапах урока за правильные ответы и решения школьники получали монеты разного номинала. В конце урока состоялась игра «Магазин». По правилам игры  девчонки и мальчишки могли купить любой товар, сосчитав правильно деньги. В ходе игры удалось повторить понятия: денежная  единица, номинал, купюра, доход, прибыль, ценные бумаги. Сформированы предпосылки к бережному обращению с деньгами. Все приемы и методы, использованные на уроке, направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение  знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.

 

       


 

Урок финансовой грамотности


      «Лишь знания всегда дают наибольшую прибыль».
      Б. Франклин


      Быть финансово подкованным важно не только конкретному человеку. В последнее время повышением знаний детей, подростков, людей среднего возраста и пенсионеров серьезно занимается государство, создавая специальные школы, проводя уроки и дни финансовой грамотности. В нашей школе, в рамках Декады финансовой грамотности 2024, такой урок провела Шахманаева Н.Л. для обучающихся 3 а класса, во время которого ребята получили ответы на вопросы: что такое финансы, что значит быть финансово грамотным, когда появились деньги, что такое семейный бюджет, из чего он состоит и т.д. В игровой форме учащимся рассказали о том, что такое деньги, акции, облигации, дали советы о том, как планировать собственный бюджет.  Большое внимание учитель начальных классов Шахманаева Н.Л. уделила  тому, как не стать «жертвой», так называемых «финансовых пирамид». Ребята отвечали на вопросы, вспоминали пословицы, связанные с денежной валютой, отгадывали загадки, рассматривали различные банкноты, монеты и карточки. Учащиеся узнали много нового и интересного.


 

   

   


 

Квест - игра "Математика и финансы"

В рамкам декады Функциональной грамотности 10 февраля 2023г. прошла Муниципальная командная квест-игра по финансовой грамотности Математика и финансы". Наша школа приняла активное участие.

 

 

 


 

Дошкольник ежедневно слышит в семье, от взрослых в магазинах такие понятия как деньги, товары, продукты, цены, дорого, дёшево, экономить. Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которая необходима для формирования  в дальнейшем финансово грамотного человека.  С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долго во всех сферах жизни в том числе и финансовой, это поможет им в будущем не влезать в долги, аккуратно вести свой бюджет. Воспитанники старшей возрастной группы "Непоседы" начали своё знакомство с финансовой грамотностью через реализацию проекта "Труд и финансовая грамотность".  Дети в игровой форме познакомились с таким понятием ,как труд - и для чего он нужен каждому человеку. Также познакомились с основными понятиями по финансовой грамотности. Дети просмотрели мультфильмы: Смешарики (финансовая грамотность: "То что надо", "Золотое яблочко" и др.), читали художественную литературу " Колосок", " Муха- Цокотуха" играли в дидактические игры "Разложи купюры по возрастанию",  "Больше,  меньше, равно", "Найди пару", а также закрепили понятия товар,  дёшево, безналичный, наличный  расчёт, через сюжетно-ролевую игру " Магазин". Также в технике оригами  дети изготовили кошелёк. Проводилась работа с родителями: распространили буклеты "Финансовая грамотность дошкольника". Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с дошкольного возраста , поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретение финансовой самостоятельности , а также заложат основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Воспитатель старшей разновозрастной группы Белоусова О.Ю.

 


 

 

Сюжетно — ролевая игра «Идем в магазин» в оздоровительной  группе  под руководством воспитателя  Пикулевой Е.В.

 

 

 


 

 

Краткосрочный познавательный проект по финансовой грамотности

"Маленький финансист"


      Финансовая грамотность - особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.
     С целью формирования основ финансовой грамотности детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности, во второй младшей группе "Солнечные лучики" прошёл краткосрочный проект " Маленький финансист". В ходе проекта были проведены беседы:" Что мы знаем о деньгах? Откуда они берутся? ", " Домик для денег "; чтение художественной литературы: " Муха-Цокотуха", "Доверчивый зайчик"; просмотр м. ф. " Как старик корову продавал". Ребята выполнили аппликацию " Собери денежки в кошелёк ", в технике пластилинография сделали " Кошелёк- копилка"; дидактические игры: " Разложи монетки по кошелькам", "Пазлы", " Копилка". Для родителей были подготовлены буклеты "Финансовая грамотность дошкольников." Заключительным этапом проекта стала сюжетно ролевая игра "Магазин".
   Таким образом дети получили знания об основных понятиях финансовой грамотности : деньги, виды денег, товар, цена, покупка, кошелек, копилка, магазин, продавец. Через дидактические игры у детей была развита зрительная память, мелкая моторика, цветовосприятие, речь. В течении проекта воспитывались интерес к занятию, бережное отношение к деньгам, коллективизм.

Воспитатель младшей разновозрастной группы Бушуева М.И.

 

 

 

 


 

 

Семейный чек – лист расходов» 

В рамках декады Функциональной грамотности с 28 января по 9 февраля 2023 г. для обучающихся 1 – 4 классов  была проведена деловая игра – практикум «Семейный чек – лист расходов». Цель игры - формирование опыта применения полученных знаний по финансовой грамотности и умений для решения элементарных вопросов в области бюджета семьи.

В первый день ученики с классными руководителями оформляли отделы своих торговых центров, распечатывали фото продуктов, вывески, ценники. В последующие дни игры в конце первого урока выдавалось секретное задание. В течение дня  учащиеся самостоятельно его выполняли.  По окончании учебного дня, классные  руководители подводили итоги работы, заполняя чек - лист.  Таким образом, прошло 4 дня игры, на каждый день  класс получал новое секретное задание.  Классные руководители выступали в роли модераторов обсуждений ребят, направляли их рассуждения и предложения, помогали исправлять ошибки.

По итогам игры были определены победители. В номинации «Самый экономный класс» победу одержали ученики 1 – 3 классов, а в номинации «Самый точный класс» - ученики 2 – 4 классов.

 

 


 

  

В рамках муниципального этапа ХХХI Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека».
С 15 ноября по 30 ноября среди обучающихся и педагогов МАО-ООШ № 8, прошли следующие мероприятия:

15 ноября среди обучающихся 1-4 классов состоялся единый классный час «Урок Милосердия». На уроке ребятам рассказали, что такие понятия, как милосердие, готовность прийти на помощь, должны быть нормой для любого человека. Рассуждали о роли милосердия, говорили о тех, кому больше всего сегодня нужна помощь и наше участие.

23 ноября педагоги посетили круглый стол «Нравственное становление современной молодёжи как закономерное следствие нравственного состояния предыдущих поколений».

Также 25 ноября для обучающиеся 1-8 классов, была организованна экскурсия на выставку «Тонко-брано полотенчико» в Тавдинский музей леса и деревообрабатывающей промышленности. Ребятам рассказали, какую роль для православного человека играли в его жизни рушники и полотенца. На выставке школьники рассматривали представленные полотенца с разнообразными узорами и орнаментами. В завершении был проведен мастер класс по изготовлению маленького коврика. Ребята почувствовали с каким трудом и усердием работали раньше наши бабушки и прабабушки.

29 ноября директор ОУ совместно с советником по воспитанию и родителями, стали участниками Муниципального пленарного заседания Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека».

30 ноября школьники посетили ещё одну экскурсию, она состоялась в Тавдинский храм Николая Чудотворца. Ребята узнали про традиции, историю, церковный этикет, познакомились с такими понятиями как иконостас, алтарь, Царские врата. К концу экскурсии дети поднялись на колокольню. Им рассказали про изготовление колоколов, что каждый колокол несет свой индивидуальный звук и чтоб убедится ребятам разрешили в них позвонить

 

 

 


 

 

В рамках «Рождественских чтений» среди обучающихся 5-6 классов прошел конкурс рисунков «Отчизны малый уголок».

Победителем конкурса стала ученица 6 класса Храмцова Лена с работой «Церковь».

 

 

 


 

27 октября 2022 года в 16.00 час.  состоялось муниципальное родительское  собрание  на тему: «Функциональная грамотность и формирование метапредметных компетенций», на котором присутствовали родительский комитет и классные руководители МАОУ-ООШ №8.

 

 

 


 

 

   В рамках плана мероприятий  МАОУ-ООШ №8 по формированию функциональной грамотности обучающихся, 27 октября 2022г. в 6 классе проведена игра на тему «Математическая грамотность». В ходе игры обучающиеся принимали активное участие в решении логических задач и за правильные ответы получали— баллы. 

 

 

 


 

 

 

 

В рамках  Недели финансовой грамотности в 9 классе состоялся классный час по теме «Инфляция»,

 классный руководитель Артюхова Т.А.

 

 


 

 

Формирование ключевых компетенций через активные педагогические технологии во внеурочной деятельности в рамках ОБЖ

 

 

Учителя школы, Тренина И.Н., Герасименко А.А., Степанченко О.А., Сафронова В.В., Павелкович А.С., приняли участие в работе секций в рамках единого методического дня «От теории — через практику-к реализации».  5.04.2022г на базе СОШ №2.. Гурина Александра Евгеньевна выступила по теме «Формирование ключевых компетенций через активные педагогические технологии во внеурочной деятельности в рамках ОБЖ»

 

 

 


 

Неделя финансовой грамотности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 02.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения