«Не учить, не лечить, не судить»
(один из постулатов медиатора)
Начало работы горячей линии по вопросам урегулирования конфликтов в школе, медиации и примирения в образовательных организациях.
Горячая линия организована на базе федерального государственного бюджетного учреждения «Центр защиты прав и интересов детей» в целях оказания помощи в урегулировании споров, разногласий и конфликтных ситуаций в образовательных организациях.
Консультацию по вопросам, связанным с разногласиями и спорами в образовательных организациях, на основе использования медиативного и восстановительного подходов можно получить в рабочие дни
с 9.00 до 18.00 (по московскому времени) по телефону: 8-800-222-34-17.
Горячая линия также включает возможность получения онлайн -консультации через форму обращения на специализированной странице официального сайта Центра: https://fcprc.ru/
15 марта 2023 года прошло занятие с обучающимися на тему:«Достоинства медиации. Принципы медиации. Этапы медиации»
Обучающиеся обсудили:
Три основные формы урегулирования споров:
1.Силовой подход. С позиции силы, использование авторитета, власти и силы (административные приказы).
2.Правовой подход. С позиции права, решение конфликта с помощью закона (обращение в суд
3.Переговоры.С позиции интересов, путем общения.
Что такое медиация?
Медиация - это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для конфликтующих сторон.
Медиация- это прежде всего общение, которое снимает эмоциональное и психологическое напряжение, негативное противостояние сторон.
Цель медиации- достичь договоренность, учитывая интересы обеих сторон.
Достоинства медиации. Они же являются ее принципами.
1.Добровольность- медиация проводится только при согласии обеих сторон, стороны приходят по своей воле.
2.Конфедициальность- конфликт не передан огласке, информация не используется в корыстных целях, хранится в тайне.
3.Беспристрастность (нейтральность) Медиатор не занимает чью- то сторону, одинаково нейтрально относится к обеим сторонам, не заинтересован в выигрыше одной из сторон.
4.Конструктивный характер, Медиатор следит за ходом беседы,управляет переговорами, следит за соблюдением правил общения, которые он проговаривает в начале беседы.
Модель медиации (ступени, этапы медиации)
1.Предварительная беседа медиатора с каждой из сторон. Организационные вопросы: место и время встречи.
2.Введение в медиацию. Вступительное слово медиатора, где он ------подчеркивает свою нейтральность, конфеденциальность медиации, т.е. говорит о принципах медиации, о своей роли
-проговаривает нормы поведения: стороны говорят по очереди, не перебивают, не оскорбляют друг друга, говорят только за себя, свои эмоции и переживания.
-не ждали готового решения от медиатора.
-не делает предпочтение одной какой-то стороне.
-правильно рассаживает конфликтующих (нельзя напротив друг друга)
3.Презентация позиции сторон. Каждый высказывает свою позицию.
4.Заключение договоренности.
"Школьная служба примерения"
22 ноября 2021года прошли занятия с обучающимися 7,8 классов по медиации на тему:
«Школьная служба примирения: Когда можно обратиться в школьную службу примирения? Какие вопросы она решает»
Если Вы:
Поругались или подрались;
У Вас что-то украли;
Вас побили, и Вы знаете обидчика
Если Вас обижают в классе
Если у Вас есть проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками, учителями, родителями.
ВЫ можете обратиться в школьную службу примирения!
Цель занятия:
-расширить представления ребят об основных типах и причинах конфликтов;
-познакомить с различными способами выхода из конфликтных ситуаций.
Ребята проиграли различные конфликтные ситуации.
Узнали «плюсы» и «минусы» конфликта.
Узнали пять основных стилей разрешения конфликта: конкуренция, избегание, приспособление, сотрудничество, компромисс.
СМЫСЛ ШКОЛЬНЫХ СЛУЖБ ПРИМИРЕНИЯ
(ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ — ЧТО ЭТО ТАКОЕ?)
В школе собраны дети из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться значительную часть своего времени. Никакой ребенок не будет думать об уроке, если у него конфликт, его после школы ждет «разборка» или он стал жертвой бойкота или насилия. Для многих подростков в школе важными вопросами являются их статус среди сверстников, общение, взаимоотношения с противоположным полом, способность влиять на других, принадлежность к определенной группе в классе, опробование разных социальных ролей.
Частые способы реагирования на конфликты в школе:
• ·Административный (наказание или угроза наказанием)
• ·Направление к психологу или социальному педагогу
• · «Стрелки» среди подростков
• · Замалчивание
В этих способах либо не происходит полного решения конфликта, удовлетворяющее всех участников, либо решение конфликта находят не его участники, а кто-то за них.
В результате школьники не осваивают конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций, и потому в школе и в дальнейшей жизни они часто необоснованно применяют силу или становятся жертвами агрессивно настроенных людей.
Мы считаем, что конфликт должен быть решен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию. Помогает им нейтральный посредник (медиатор), который не судит, не советует, не воспитывает, не защищает, не винит и не принуждает. Медиатор помогает всем участникам снизить эмоциональный накал, услышать и понять друг друга (в чем на их взгляд проблема, какой и кому причинен вред), а также им самим найти выход из конфликтной ситуации и обсудить, как избежать повторения подобного в будущем.
Медиатор организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон и в их интересах и потому он предварительно встречается с каждым из участников отдельно. Медиатор в равной степени поддерживает обе стороны в стремлении решить конфликт, потому он легко налаживает с ними контакт.
Для поддержки проведения медиации в образовательном учреждении организуются Школьные службы примирения. Служба примирения стремится, чтобы максимальное количество ситуаций решались на программах примирения, и чтобы сторонам конфликта в первую очередь была предложено самим найти решение ситуации.
Миссия школьной службы примирения — развить и закрепить как культурную традицию способность людей к взаимопониманию.
Цель школьной службы примирения — развитие в образовательных учреждениях восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения.
Задачи службы примирения:
· Ограничение административных и ориентированных на наказание реакций на конфликты с причинением вреда, нарушения дисциплины и правонарушения несовершеннолетних, а также развитие восстановительных практик, таких как «Восстановительная медиация», «Круг сообщества», «Школьная восстановительная конференция» и т. д.
· Передача ценностей восстановительной культуры (таких как ответственность, взаимопонимание, поддержка и т.д.) педагогам, администрации, школьникам и родителям
· Насыщение восстановительными практиками существующих в школе форм управления и воспитания (таких как родительские собрания, педагогические и методические советы, классные часы и пр.), налаживание взаимопонимания между разными участниками образовательного процесса
Алгоритм работы школьной службы примирения
Положение о школьной службе примирения МКОУ-ООШ № 8
Приказ от 24.05.2018 г. № 68 "О создании Школьной службы примирения МКОУ-ООШ № 8"
Приказ от 24.05.2018 г. № 69 "Об утверждении правоустанавливающих документов Школьной службы примирения МКОУ-ООШ № 8"